МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЗВЕЗДЫ ГОР»

Главная Карта сайта Пакт Рериха. Знамя Мира      «Звезды Гор» Живая Этика Издания    Актуально
 

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«КУЛЬТУРА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
14 апреля 2007 года, г.Минск, Беларусь



ИГОРЬ ГРИНЕНКО
председатель Тернопольского общества Рериха


РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ


«“Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты”.

Осуждение, умаление, загрязнение, уныние, разложение, все порождения невежества не приличны Культуре. Ее великое древо питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным.

Камни великих цивилизаций укрепляют твердыню Культуры. Но на башне Культуры сияет алмаз-адамант любящего, познающего, бесстрашного Сердца.

Любовь открывает эти Врата прекрасные. Как всякий настоящий ключ, и любовь эта должна быть подлинная, самоотверженная, отважная, горячая. Там, где истоки Культуры, там источники горячи и бьют они из самых недр. Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна»[1].

В истории человечества навечно запечатлены особые вехи, почитаемые на протяжении веков. Такой памятной датой является 15 апреля — в этот день в 1935 году было утверждено Знамя Мира и подписан Пакт Рериха — первый международный договор по защите Культуры, которая положена в основание Новой Эпохи — впервые за всю историю существования земли. Без культуры невозможны ни прогресс человечества, ни надежда на мирную жизнь.

Понятия мира и культуры составляют единое целое, одно немыслимо, неосуществимо без другого. Pax per Cultura — Мир через Культуру!

Елена Ивановна Рерих, передавшая миру Учение Живой Этики, писала: «Ценно… осознание мирового значения Знамени Мира и Культуры. Сердце радуется… горением и готовностью приложить все возможности к утверждению и продвижению Знамени Мира. Говорить и напоминать о Знамени Мира нужно именно там, где оно меньше всего воспринимается сознанием; где раздаются угрозы и призывы к арбитражным посягательствам и новым рушениям, где распространяется клевета против страны, которая идет новым путем, путем предоставления большего блага большему числу людей. Конечно, как всегда, все большое, все новое, все истинно эволюционное вызывает и наибольшие противодействия и глумления, но все же новые идеи в конце концов торжествуют. Так будет и со Знаменем Мира и Культуры. Но сейчас мы проходим, может быть, самую трудную полосу для всего связанного с истинными основами спасения Мира от распада и разложения. Последний акт Мировой Драмы еще не закончен. Думается — акт этот будет краток, но, увы, видимо, еще один тяжкий урок должен быть принят человечеством, чтобы сознания прояснились и дух человеческий возопил и устремился к проявлению утраченной человечности»[2].

Упоминания о Знамени Мира — Охранителе Культуры должны быть слышны повсюду, они должны будить сознание; наша задача — помочь людям понять основополагающее значение культуры для жизни стран и народов. Государство, ставящее на первое место развитие культуры, искусства, науки и образования, добивается успеха в любой сфере деятельности, равно как и культурный человек достигает высот в любой профессии. Ведь мы же приходим в этот мир с самыми добрыми желаниями, и цели наши — самые прекрасные, но затем мы окунаемся в мир страстей и искушений, противостоять которым способен только высоконравственный, культурный и образованный человек.

По сути, все беды — от невежества, подмены истинного знания ложным. Именно Культура — гарант успеха и благополучия, равно как и следование божественным законам во всех сферах жизни и деятельности человека. «Даже на первый взгляд кажется странным, что проницательный, исполнительный человек, знающий толк в коммерческой деятельности и общественной жизни, абсолютно неспособен применить в духовной жизни законы, которые принесли ему успех на материальном поприще, тогда как достижения в духовной жизни — самые главные, поскольку они дают возможность удовлетворить истинные желания души. <…> И если бы человек был последователен в своих рассуждениях, то понял бы, как безрассудно даже в мыслях уклоняться от пути, который привел его к успеху на физическом плане»[3]. Ни для кого не секрет, что подкупность, поборы ныне расцвели как никогда. Многим приходилось сталкиваться с этими постыдными явлениями. Например, врач берет у онкологического больного плату за лечение. Что при этом навлекает он на себя и своих близких? Отвечу — огромные страдания. Так и преподаватель, торгующий оценками, мостит себе и близким дорогу в никуда. И чиновникам различных рангов свойственна эта «болезнь»… Таких примеров множество. Но ведь всем известно, что до третьего или даже четвертого рода действует возмездие за зло, причиненное ближнему. Зная все это, почему же мы продолжаем нарушать законы бытия, надеясь, что все сойдет с рук? Но ведь уже сегодня мы не можем справиться с оборотнями, способными на самые страшные преступления, со стихийными катаклизмами и прочими бедами — по сути, последствиями наших поступков. Ведь человек уже посмел объявить войну самой природе!

Мир один на всех, человек не должен самоограничиваться своей профессией или национальностью, он должен помнить, что является гражданином всего мира и ответствен за всю землю, за всех ее обитателей. Истинная, самая главная цель существования человека — стать совершеннее самому и сделать совершенным бытие. «Так нужно уговаривать людей о сохранении своих ценностей. Самый земной скупец часто является планетным расточителем. Новый Мир, если он состоится, явит любовь к ценностям природы, и они дадут ему лучшую эмульсию сущности жизни. Ведь придется из городов разойтись в природу, но неужели на пески?! В каждой части света образовались песочные океаны. Так же и сознание людей размельчилось крупинками злобы. Каждая из пустынь была некогда цветущим лугом. Не природа, но сами люди истребили цветы. Но дума о явлении Огня пусть заставит людей помыслить о бережности»[4].

Еще не зажила рана, причиненная распадом Советского Союза. Но не могло более существовать государство, в котором царило безбожие. Если нет веры, не может быть ни высокой морали, ни культуры, и тем более — духовности. К сожалению, ныне весь мир переживает нравственную и духовную деградацию. И как бы мы ни гордились высокими экономическими показателями, они не могут заменить духовный потенциал и возместить утрату народами культуры и религии. Если мы посмотрим на состояние современного общества, то, наряду с полезным, увидим много странного, дикого. Но человек упорно не желает учить уроки истории, лишая себя возможности избежать еще более страшных ошибок.

«Наблюдая за действием современного коммерческого механизма, можно извлечь множество ценных уроков. Время рукопашных схваток между отдельными людьми и народами за славу, власть и богатство истекает, начинается и быстро набирает темп новый цикл мировой борьбы, в которой орудием нападения и защиты выступает интеллект. <…>

“Храброму рыцарю” более не нужны многолюдные арены, чтобы продемонстрировать отвагу и получить награду. Кровавые побоища переместились в другие места, еще большие битвы ведутся в торговых офисах растущих каменных кварталов»[5]. Все эти проявления бездуховности нужно, безусловно, лечить в срочном порядке. Потому чрезвычайно насущно внесение этических принципов во все сферы деятельности, чтобы исцелить больное общество.

Как видим, проблемы серьезные, и их немало, но при добром желании они разрешимы. Все же можно преодолеть геополитические разногласия на основе диалога мировых культур. Воистину, высокая культура — это то единственное, что может объединить народы и обеспечить долгожданный мир. Нужно спешить засеять поле планеты здоровыми семенами.

Сегодня многие говорят о волнах, в прямом и переносном смысле захлестывающих нашу планету. Потому, чтобы девятый вал невежества не смыл современную цивилизацию, видимо, надо всем нам успеть сесть на корабль Культуры, о чем уже сегодня здесь упоминалось. Бытие прекрасно, будущее прекрасно! Хочется верить, что в новой жизни не будет места безобразию и уродству, поэтому хочу завершить выступление прекрасными словами:

«Думайте о звездах, всегда посылающих свой свет человечеству. Будьте как звезды, отдавая вашу любовь, мудрость и знание другим»[6].


[1] Н.Рерих. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991. – С.63.
[2] Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т.4. – М.: Сфера, 1999. – С.266.
[3] Учение Храма. Кн.1, ч.1. – Минск: Лотаць, 2001. – С.160–162.
[4] Мир Огненный, ч.I, 321.
[5] Учение Храма. Кн.1, ч.1. – Минск: Лотаць, 2001. – С.156–157.
[6] Листы Сада Мории, ч.I, 323.


 
   E-mail: mail@paxpercultura.ru