МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЗВЕЗДЫ ГОР»

Главная Карта сайта Пакт Рериха. Знамя Мира      «Звезды Гор» Живая Этика Издания    Актуально
 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 >


467. Также люди не легко усваивают, что свободная воля существует и в Тонком Мире. Люди не желают признать, что Тонкий Мир есть как мир плотный, но в ином измерении. Те, которые и в земной жизни уже постигли дисциплину и имеют понятие о гармонии, могут применить эти достижения в Тонком Мире немедленно после перехода. Такое понимание называется благими крыльями, ибо оно способствует быстрому продвижению.

Но не часто люди запасаются в земной жизни такими крыльями, обычно они переходят с необузданною волею и с ненасытными желаниями. Люди не собрались во время земной жизни подумать о дальнейшем пути. Они довольствуются чужими формулами, которые с течением времени окаменевают, но ни в семье, ни в школах не говорят о жизни будущей. Напротив, такой разговор показался бы непозволительным. Семейные не считают возможным говорить о переходе в Мир Тонкий, а в школах такой предмет послужил бы к увольнению учителя. Так, вследствие невежества и ханжества, люди предпочитают оставаться во тьме.

Не много тех, которые умеют говорить о высоком назначении человека. Уже с первых дней земной жизни человек должен под давлением быта забывать о своих тонких проблесках.

Можно легко представить себе, как преобразится жизнь, если будет правильно понято задание бытия. Можно представить, сколько нерешенных проблем будет легко решено, когда люди поймут, к чему они должны устремляться.

Мыслитель указывал, как долго человечество будет блуждать во тьме вместо познания смысла бытия.

474. Пусть в школах испытывают мужество. Можно представить себе целый школьный предмет, когда ученики должны ответить, как они поступят при различных опасностях. Нельзя требовать, чтобы дети немедленно проявили находчивость, но можно довести их постоянным обучением познания жизни до мужественных решений. Такое соревнование в находчивости будет хорошим мозговым упражнением. После ученики поймут, как лучшие Деятели доходили до высшей устремленности.

Мыслитель требовал, чтобы ученики хотя бы один день из недели посвящали марафону находчивости. Он знал, что этот доспех понадобится часто в жизни.

477. Урусвати знает, что понятие учительства должно быть развиваемо в людях от ранних лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать. Мы одобряем, когда школьники преподают своим младшим собратьям.

Не легко избрать лучший способ преподавания, он будет индивидуален, и учитель должен почуять, как легче подойти к сознанию ученика. Невозможно без упражнения обрести убедительную передачу фактов. Только невежды думают, что достаточно прочесть сведения, чтобы внушить их ученикам.

Можно удивляться, что само искусство учительства не вызывает внимания. Но каждый может припомнить, насколько различно воспринимались предметы в течение школьных лет. Это зависело не только от способностей ученика, но, главным образом, от убедительности учителя.

Так пусть учительство производится среди самых широких слоев. Пусть учитель сам озаботится, чтобы его достоинство стояло высоко. Мысли о великих Учителях вырастут легче, когда понятие учительства будет накрепко осознано.

Учительство должно быть освобождено от своекорыстия. Учитель передает познания, им накопленные, но он не будет выдавать их за свои. Он должен принять дар знания, чтобы с тою же готовностью передать их грядущему поколению. Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших степеней государства. Не учитель, но наставничество всегда откроет народу высшую культуру. Так пусть не личная корысть ведет к учительству, но служение благу.

Такое познание служения не приходит внезапно, его нужно воспитать. Так пусть каждый школьник уже почует себя учителем по отношению к младшим. Пусть будут уроки, руководимые старшими учениками, чтобы каждый мог поделиться своим познанием.

Не следует смотреть на такое служение как на скучную тягость, наоборот, пусть каждый научится радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость.

Мыслитель учил: «Каждый может служить ближнему, каждый может отдавать, если даже у него нет ни единой вещи. Как славно даяние, которое не может истощиться».

487. Урусвати знает, что воспитание мысли должно происходить последовательно. Каждый может представить себе тот ужас, когда сила мысли достанется злонамеренному человеку. Потому нравственное образование должно предшествовать учению о мысли. Невозможно ограничиться внешними приемами познания силы мысли, иначе мы будем творить злых колдунов.

488. Урусвати знает, что требуются особые приемы для внедрения понятия добра. О многих понятиях можно учредить целые школьные предметы, но если объявить беседы о добре, то школьники постараются избежать их. Нужно преподать добро, незаметно вливая его во все предметы.

Могут сказать, что понятие добра вообще не существует, что для одного — добро, то для другого — зло. Так скажут те, кто судит поверхностно и не умеет заглянуть в глубину вещей. Без сомнения, каждый может начертать свои знаки на поверхности, но они не затронут глубины. Между тем, понятие добра в сущности своей неизменно. Но и сердце подскажет, где сущность добра.

Можно видеть, как даже преступная воля вдруг растворяется, когда она нежданно озирается на сущность добра. Люди называют такое преображение чудом, но никакого чуда нет в том, что человек может задеть струну вины и очароваться ее звучанием. Каждый человек нежданно касается различных химизмов. Одни из них его одурманивают, но другие просветляют. Так нельзя утверждать, что нечто недоступно человеку. Можно сказать, что он в данное мгновение не смог охватить какое-то знание, но в следующее мгновение химизм добра может помочь пониманию.

Чуткие люди знают, как быстро сменяются химизмы. Нельзя сказать, чтобы химическая волна продержалась целый день. Даже на коротких промежутках можно ощутить чувствительные смены, не только психические, но даже и физиологические. Так, нередко человек ощущает быстрые смены жара и холода. Он может почуять смену каких-то ароматов, может почувствовать преходящие боли. Он может ощущать задержку или проявление мышления. Он может заметить колебания чувствительности. Многие проявления радости или тоски могут сопровождать химические волны. Учитель должен уметь подготовить учащихся к сознательному восприятию многих проявлений Лаборатории Мира.

494. В спартанских школах приучали детей к всевозможным опасностям, чтобы развить находчивость. Так же нужно поступать и теперь, когда опасности приумножились. <…>

Пусть и в школах будут готовиться к возможным опасностям, но это знание не должно лишать род людской жизнерадостности. Каждый прошедший жизнь может сказать, что и в самой опасности есть зарождение радости.

Мыслитель знал, что радость зарождается во всех опасностях.

509. Благожелательство нужно воспитывать, чтобы оно сохраняло свою искренность. При расстройстве земном трудно находить истинное благожелательство, но без него нельзя воспринять даже простое учение. Потому сказанное не есть отвлеченность, но самая насущная реальность.

Мыслитель учил: «Доброжелательство есть отличие преуспевающего».

528. Чтобы говорить по сознанию, нужно прежде всего выслушать собеседника, ощутить его излучения и понять его намерение. Не забудем, что люди распались на бесчисленные специальности, и спасительный синтез уже не принят в образовании. Люди иногда мечтают о физическом всемирном языке, но забывают, что прежде надо подумать о духовном взаимопонимании.

У людей сложился особый вид проповедников, который не считается с мышлением слушателей. Из-за такого высокомерия происходит непоправимый вред. Скудные проповедники не понимают запросов слушателей, они велят верить, забывая, что вера есть следствие знания. Но сами они лишены не только такого знания, но не имеют и магнетизма. Говорю не только о проповедниках, но и о школьных учителях. Простое указание о беседе по сознанию вызывает множество злотолкований. Печально, но нужно сказать, что нередко люди начинают говорить по своему сознанию, происходит это, прежде всего, от неуменья выслушать.

Друзья! научитесь выслушивать, и тем легче подойдете к собеседнику.

571. Урусвати знает различие между подвигом и благоразумием. Подвиг может быть прекрасен, величественен, торжественен, мудр и поражающ, но никто не определит подвиг как благоразумие.

Если бы Жанна д’Арк обратилась к старейшинам своего села, говоря о подвиге, они нашли бы ее неблагоразумной и даже безрассудной. Поистине, подвиг безрассуден, ибо творится он не по рассуждению, но по чувствознанию.

Существуют толпы людей, для которых подвиг вообще не существует. Высшая мораль их кончается на благоразумии. Все миросозерцание для них ограничено благоразумием. Ради него они способны не помочь ближнему, способны вредить родине, способны предать человечество и при всех преступлениях готовы твердить мертвое слово — благоразумие.

Не истолкуйте ложно Наше отношение к благоразумию. Слово это состоит из хороших понятий, благо всегда хорошо и мудрое разумение полезно. Но житейские толкователи ухитряются из доброго понятия сделать почти позорное применение. Они, если бы могли, уничтожили бы слово «подвиг», настолько оно противно их психологии.

Учитель должен преподать различие между многими понятиями, иначе школьники будут твердить их бессмысленно, как некие птицы. Засорение человеческой речи есть общественное преступление.

Мыслитель говорил: «Предоставьте благоразумие торговцам, вы же полюбите деяния героев».

574. Урусвати знает, что распространение ложных сведений есть особо вредное невежество. Но как поступить со школьными учебниками, которые имеют столько заблуждений? Наука гуманитарная и наука физическая двигаются, устремляясь к новым, проверенным достижениям. Справедливо ли, что молодое поколение должно получать не лучшие достижения, но обветшалые, скудные заблуждения? Много смятения вносится в молодые сознания такими ложными сведениями.

Если учебники не успели исправить, то учителя должны устно предупредить учеников об ошибках прошлого. Не стыдно ли, что сохраняются заблуждения и тем обременяют молодые сознания? Так и среди надземных познаний.

Не будем смущаться, если древние тексты были не поняты или же переведены неправильно. Некоторые наречия имеют много условных терминов. Они в современном понимании значат нечто несоответственное истине, но постепенно ученые разберутся в этом лабиринте, и молодые должны первыми получить верное осведомление.

Ученые должны утверждать основы истины, если даже они опрокидывают прежние теории. Мудро будет, когда гуманитарные науки получат правильные переводы древних текстов. Удивительно, что люди много говорят о различных направлениях, но на деле учебники остаются полными заблуждений. Вы знаете, что надземные познания нуждаются в сугубой честности.

610. Урусвати знает Наш приказ — «будьте справедливы». Но о какой справедливости говорим? Люди ухитряются сотворить много «справедливостей». Они знают справедливость личную, семейную, родовую, племенную, расовую. Они прикрываются справедливостью служебною, школьною, профессиональною. Не перечесть всех людских справедливостей! Но забыта справедливость человеческая. Люди судят со многих точек зрения, но главная — мировая справедливость — нигде не будет принята.

Мы уже говорили о судьях несправедливых, как о позоре человечества, но следует сказать не только о судьях, но о всех двуногих, погрязших во лжи. Каждый человек каждый день произносит приговоры. Он берет на себя ответственность бросить в пространство стрелу лжи, ибо обычно он судит условно и часто невежественно. К тому же человек преисполнен пристрастия и даже испытывает злорадство, посылая отраву.

Много физических ядов, но еще больше психических. Дети бывают отравлены с самых ранних лет. Они чуют злонамеренность взрослых, и организм их бывает уже открыт для самых ужасных болезней. Нужно не только изобретать машины и роботов, но нужно изобрести и всечеловеческую справедливость. Иначе куда пойдет человек в надземном мире, и какова будет беседа с Нами?

614. Урусвати знает, как настойчиво нужно освободить человеческое мышление. Не нужно утешаться, что мысль по природе своей свободна. Но процесс мышления связан со многими предрассудками. Не сжигают сейчас колдунов, но многие научные области считаются почти колдовством.

Каждый может назвать многих людей, полагающих себя культурными, но которые не могут признать целые научные достижения. Могут быть издаваемы книги, могут открываться новые университетские кафедры, могут производиться опыты, засвидетельствованные достоверно, но почтенные деятели будут пребывать в ветхих предрассудках. Они не стыдятся называть себя циниками и ярыми скептиками, когда проще назваться глупцами. Не беда, если какой-то глупец будет отрицать действительность, но многие из них занимают правительственные места и препятствуют просвещению.

Невозможно перечислить, какими узами связано народное мышление! Не удивляйтесь, но психический уровень его мало отличается от средневековья. Тогда невежды покушались на Леонардо да Винчи, но и теперь можно наблюдать то же явление. Учитель, который будет говорить о дисциплине мышления, убедится, как невозможно еще сказать о простейших истинах. Правители и высшие наставники сумеют закрыть рот смельчаку, помыслившему о свободе мышления.

620. Каждый, кто начинает размышлять о Надземном, неминуемо просветится сознанием о прекрасной стороне жизни.

Спросите тех, для кого Надземное стало обычным. Скажут, как еще с малых лет они думали о небесах прекрасных, о звездах, о Неведомом Учителе, где-то живущем. Такие мысли были принесены на Землю, ибо дети не имели импульса в семье, так начинался великий процесс гармонизации двух миров.

Некоторые после семи лет отпадали от зачатков расширения сознания, и после второго семилетия погружались в низменную природу. Но другие умели сохранить сношения с Надземным, и тогда умножались знаки тончайшие. Не было насильственных упражнений там, где установилось общение естественное. Только такое общение будет соответствовать эволюции.

Мыслитель говорил, глядя на прекрасную звезду: «Если наши желания исполняются, пусть когда-то смогу оказаться в этом прекрасном мире».

663. Надо понять, где граница полезного распространения Истины. Невозможно настаивать там, где каменное сердце не хочет воспринять.

Трудно почувствовать, где кончается восприимчивость. Опять лишь чувствознание может шепнуть: «Отойди, здесь не может быть понимания». Нужно оберечь правильное понимание, что лучше недосказать, нежели пересказать. Некоторые будут настаивать, что полученное ими знание должно быть передано дальше. В этом они правы, но на их ответственности остается — кому. Учитель не должен преждевременно перегрузить сознание ученика.

Пусть все складывается целесообразно. Для этого знакомьте детей от раннего возраста с величием мироздания. Микроскоп и телескоп пусть будут показаны малышам. Еще лучше, если их поведут в обсерваторию, такое зрелище врежется навсегда и даст особое направление мысли. Не нужно опасаться, что дети не поймут показанное. Они не только признают когда-то виденное, но получат радость. Также не нужно опасаться, что малыши будут потрясены зрелищем. Наоборот, зрелище семейных ссор может потрясти мировоззрение.

Также нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. У Нас очень огорчаются, когда видят унижение учителя. Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Может ли человек, униженный и утесненный, говорить о Надземном, указать красоту небосклона и расширить мысль маленьких слушателей?

Кроме того, знакомство с телескопом должно начаться раньше школьного возраста. Нельзя не дать малышам самых величественных наблюдений. Конечно, когда мы видим состояние многих деревень, то совет о телескопе представляется утопией. Но нужно начинать, все-таки, на общее благо.

Мыслитель говорил: «Скоро недостаточно будет глаза человеческого, чтобы увидеть уже сужденное».

664. Урусвати знает, что героизм многообразен. Говорят, что обстоятельства делают героя, лучше сказать — обстоятельства пробуждают героя. Многие вообще не понимают этого явления, но зато другие знают им сужденное и несут задание от малых лет. Некоторые чуют, что они должны нечто выполнить, но сознание не донесло ясного указания. Вот для таких природных героев обстоятельства будут ключом. Они заставят зазвучать глубокие струны и принесут выполнение подвига.

У людей современных не принято говорить о героях и подвигах. Когда история рассказывает о героических деяниях, они пожимают плечами, говоря: «Нам не дано свершить подвига». Но можно ли утверждать свое невежество?!

Каждая эпоха дает место героизму, от семейного быта до мировых выявлений. Нужно уметь отойти от обихода и взглянуть на дела общего блага. Множества самых замечательных возможностей проявятся, и пусть люди не стыдятся слова «подвиг». Можно наблюдать поучительное сравнение — у какого народа чаще употребляется слово «героизм»? Спросим малышей назвать героев, они не затруднятся. Пусть им и в будущем удастся так же четко указывать любимых героев.

В Индии была игра, в которой каждый должен был назвать наибольшего героя. Один малыш назвал Кришну. Его начали укорять, говоря — «Кришна — Бог». Но малыш настаивал, что Кришна, прежде всего, герой, ибо он потрудился на пользу родины; также указывал, что Кришна знал язык животных. На это сказали — «Он играл и очаровывал диких зверей». Малыш настаивал — «значит, Кришна знал и язык животных».

Мыслитель постоянно помнил миф об Орфее и напоминал, что Орфей был человек.

671. Урусвати знает, что космография должна быть введена во всех школах, как один из самых увлекательных предметов. Именно она должна включать все области мироведения. Если люди хотят преобразовать сознание народа, они должны ознакомить его с основами мироздания и сделать это научно и привлекательно.

Пусть эти ознакомления происходят в виде бесед, не требующих испытаний, которые могут отвращать любовь к предмету. Если сознание ученика сохранило осколки воспоминаний, он легко зажжется любовью к познанию основ. Поистине, космография должна быть преподана увлекательно. При этом постоянно должны быть включены новые научные нахождения. Пусть и учебники будут составлены так, чтобы легко дополнить их новыми сведениями.

Многие предметы будут синтезированы в обозрении Космоса. Астрономия, астрохимия, астрология и народные верования — все найдут место в научном объяснении. Наверное, отживающее поколение найдет такой предмет неосуществимым, но Мы имеем в виду молодых. Так Надземное войдет в чуткое сознание.

Мыслитель напоминал, что отдельные науки когда-то будут верными сотрудницами.

700. Урусвати знает, что каждый призыв к обновлению жизни должен заключать в себе обращение к женщине и к молодому поколению. Некоторые полагают, что оба эти движения стоят прочно и развиваются успешно, но на самом деле положение женщины и воспитание молодого поколения находятся в неудовлетворительном состоянии.

Лишь малое число женщин применяет к себе равноправие, и в большинстве школ не преподаются основы здоровой жизни.

707. Урусвати правильно восстает против предрассудков и ограничений знания. Люди особенно любят говорить о свободе науки и, в то же время, сами стараются пресечь научное сотрудничество. Невозможно не напомнить о значении синтеза, ибо люди вообще не желают понять все важное значение этого понятия.

Нужно, чтобы в школах твердили, насколько все научные области связаны между собою. Нужно предостеречь от предрассудков, ибо даже ученые страдают от этой отвратительной болезни.

708. Урусвати знает ценность подвига добровольного. Каждое учение есть напутствие, но не насилие. Нужно запомнить, что даже малейшее насилие уже не будет полезно эволюции.

Могут спросить: «Какое отношение к Надземному имеет понятие добровольного подвига?» — Но без него не будет продвижения. Нужно освоить понимание Надземного, как полезную реальность. Мало допускать Надземное, но не вводить его в жизнь каждого дня. Так нужно заботиться, чтобы молодое поколение уже от ранних лет начинало мыслить о Надземном.

711. Много Мы говорили о реальности надземного мира, но человек любит отграничить надземное от земного, в этом большой вред, ибо, прежде всего, должна быть принята единая энергия, которая живет во всем.

Пусть в школах разъясняют, насколько человек живет в трех мирах. Как легко детям понять подвижность человека. И как умножится красота мира, когда человек будет допущен к очагу продвижения! Много уже говорилось о наполнении пространства. Каждый физик и химик может, хотя бы примитивно, подтвердить эти законы. Пусть он скажет лишь о материи, безразлично от какого слоя начать, но Беспредельность заставит расширить суждение.

Мыслитель не отрицал ничего, когда оно заключало в себе зачаток расширения мышления.

713. Урусвати знает, что лишь немногие умеют распознавать опыт прежних существований. Люди нередко сетуют — почему они получают мало сведений о прежних жизнях? Но когда они находят их, они или огорчаются, или впадают в самомнение.

Редко человек настолько сознателен, что может правильно судить о поучительности смен жизней. Редко он различает полезные восхождения. Редко он понимает свои ошибки и следствия, ими порожденные. Обычны сетования на закон кармы, ибо человек мыслит о нем в размерах земных. Но закон кармы космичен.

Отдельная жизнь земная меньше горчичного зерна в Беспредельности, но мы должны обращаться к Надземному, как принимающие в нем участие. Не самомнение считать себя гражданином Вселенной, и только в таком восприятии можно осознать размеры ответственности участия в великом строительстве. Нелегко многим представить себя в качестве сотрудника, приобщенного к великому строительству. Люди замкнули полет мысли разными условными ограничениями. Вместо освобождения мысли, получилась мрачная темница.

К сожалению, миллионы лет земного существования недостаточны, чтобы человек раскрепостил свое мышление. Искусство мышления отринуто, и нигде о нем не указано в школах. Но как же можно осознать Надземное, если везде препоны и запреты? Нужно освободить познание, чтобы Новый Мир мог создаться.

Не считайте мысль о Новом Мире чем-то несбыточным, но следует ощутить себя участником его. Не будет пустой мечтой устремление к жизни обновленной, когда лучшее творчество народов сольется в неукротимом преуспеянии.

Мыслитель говорил: «Учитель, наставь меня понять и приложить опыт прежних существований».

718. Урусвати знает, насколько неразрывны биология и нравственность. В давнее время религии являлись крепкими звеньями, устремляя человека к высшему миру, но затем около религий свили гнездо преступление, суеверие и лицемерие. Люди начали искать иного разумного подхода к надземному миру. Познание и наука указали на возможности приближения к высшему миру, но мыслители поняли, что наука без нравственного основания останется мертвой. Таким образом, Мы постоянно должны напоминать, что наука не может продвигаться без осознания Живой Этики.

Нужно от первых школьных лет уже преподать основы биологии, и указать, когда они могут ожить. Прежде погружения в научные формулы нужно дать твердые жизненные основы, только так можно найти живой путь к живым преуспеяниям.

Мы ничто полезное не отрицаем. Устой давался многократно, но прочно не был усвоен, потому будем приветствовать познание, но сопроводим его пониманием нравственности. Усвойте понимание, что безнравственный ученый не есть сотрудник эволюции. Ярые мыслители будут и нравственными людьми.

720. Урусвати знает, что одно из самых ценных качеств человеческих есть наблюдательность. Мы называем ее зоркостью, ибо каждый зрячий должен обладать ею. Но в действительности оказывается противное. Люди затуманивают себя суеверием и предрассудками, получается какая-то сверхмайя. Но наблюдательность должна быть воспитана.

Не без причины Мы часто настаиваем на необходимости истинного воспитания. Вы можете заметить, что о некоторых качествах Мы говорим повторно, — это означает, что именно такие стороны жизни особенно забыты мятущимся человечеством. Невежество царит по-прежнему. Голоса просвещения одиноки и гонимы. Пусть эти гонения несколько отличаются от темных веков, но они существуют во всей бесчеловечности.

Не будем хвалиться культурою, ибо она принимает уродливые пределы. Какая же культура может преуспевать, когда само искусство мышления не воспитывается в молодежи! Даже не помогут прочитанные книги, когда содержание их не продумано. Потому так необходимо заострить зоркость, чтобы события мировые получили особый смысл.



1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 >


 
   E-mail: mail@paxpercultura.ru