МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЗВЕЗДЫ ГОР»

Главная Карта сайта Пакт Рериха. Знамя Мира      «Звезды Гор» Живая Этика Издания    Актуально
 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 >


728. Урусвати знает, что психология должна быть преобразована в реальнейшую науку. Она должна быть реальнее, нежели физиология, но нужно, чтобы она начиналась в низшей школе и соответственно продолжалась во всех высших образовательных учреждениях.

Все отрасли образования должны быть сопровождены основами психологии. Можно бы назвать такую науку несколько иначе, но пусть останется название уже принятое. Мы избегаем все переломы, когда можно достичь полезной цели в привычных выражениях.

Психология должна изучать сокровенные силы человека. Она не только будет прислушиваться к древним философам, но пойдет свободным научным путем. Но даже сравнительное изучение религий будет отделом психологии, ибо все верования имеют в основании познание надземного мира.

730. Урусвати знает, что внимательность есть одно из первых условий для удачных психических наблюдений. Люди нередко говорят об устремлении, о зоркости, о настороженности, но самая простейшая внимательность не усвоена. Так, у них формула — «жить в опасности» приобретает нелепое значение. Конечно, расширенное сознание приносит и естественную внимательность, но таких сознаний немного.

Счастье в том, что внимательность может быть воспитана, но для этого и в семье, и в школе должно быть установлено развитие внимательности. Нужно обратить внимание школьников не только на какие-то особые проявления, но и на малейшие черты обихода.

Психический мир проявляется, прежде всего, в обиходе. Самые ценные особенности духа можно наблюдать даже в сером быту. Не будем считать героями лишь устремленных на благо человечества, но внимательно отличим и тружеников среди обихода. Такая внимательность принесет много наблюдений, и среди них будут проявления естественной психической энергии.

Когда Мы говорим о Тонком Мире, Мы должны допускать и тончайшие энергии. Такие энергии нужно наблюдать среди жизни. Не следует думать, что где-то проявятся чудесные силы, они готовы проявиться в каждом человеке, но только их нужно внимательно рассмотреть.

Вот такую внимательность каждого дня Мы предлагаем всем, кто хочет мыслить о надземном мире. <…> Мы же советуем наряду с каждодневностью научиться прекрасной наблюдательности. Пусть она растет с малых лет.

736. Пусть с малых лет дети уже привыкают к осознанию надземного мира. Пусть мечты о явлениях высших зарождаются в мозгу ребенка. Самый земной труженик может иметь сокровенное сокровище и любить такие часы возношения.

Мыслитель советовал ученикам полюбить мечту о высшем мире, в такой час обновляется сознание.

740. Мудрые правители издавна понимали, что индивидуальность личности должна быть заботливо охранена. Опытный школьный учитель чувствует, как должна быть сохраняема индивидуальность учеников. Только невежество может полагать, что можно всех обрезать по одной мерке. Такие невежды действуют против космических законов. Они не должны называться учеными, ибо каждый истинный исследователь должен обладать широким допущением.

742. Невежды полагают, что воображение образуется само и не требует воспитания, — большое заблуждение! ибо все качества нуждаются в воспитании. Нужно напитать воображение самыми лучшими примерами героев самоотвержения. Сама природа дает прекрасные примеры разнообразных достижений, потому так называемые естественные науки должны быть преподаны заботливо. Нужно показать лучшие стороны человечества. Пусть дети поймут, что им открыты великие пути, и в таком совершенствовании они спросят и о надземном мире.

744. Можно замечать начало дерзаний среди обыденной жизни; такие проблески очень ценны. Они бывают даже ценнее дерзания, порожденного среди потрясений и бедствий.

Скажут — «нужда родит героев», но еще выше, когда геройство зарождается самобытно, когда расширенное сознание прозревает красоту подвига. Пусть дети почуют, что они уже могут самостоятельно творить прекрасное. Среди каждого обихода можно наблюдать взлеты детской мысли. Никто не научал их, никто не подал им примера, но сознание подсказало, что можно и должно сотворить нечто необычное и кому-то полезное.

752. Урусвати знает, что терпение есть родитель терпимости. Нетерпимость есть исчадие невежества. Ничто не пресекает так достижений, как нетерпимость. Нужно с малых лет приучаться к терпимости. Около нее живет сострадание. Она утверждает лучший путь. Не следует отвергать спорщиков, если в словах их заключается доля правды. Пусть такая малая частица будет мостом соединения. Но нужно терпение, чтобы усмотреть такую долю правды.

Мыслитель наставлял, чтобы ученики, прежде всего, обнаружили прекрасную терпимость.

764. Почему человек так редко думает о великой ответственности бытия своего? Человек при нисхождении на Землю мыслил о чем-то совершенном, почему же в земной жизни люди так редко мечтают о подвиге?

Предания давние кажутся им несбыточными сказками, и могильное тление удручает мысли человека; между тем каждая прекрасная мысль образует как бы нерв пространства.

У людей редко являются мечты о будущем существовании, и тем упорнее следует твердить о реальности надземного мира. Учитель пусть найдет возможность в каждом предмете упомянуть о величии Беспредельности. Пусть дети чаще возносятся мечтами туда, где им будет хорошо.

Мыслитель просил: «Избегайте ссор и жалких воспоминаний, они вредоносны».

774. Урусвати знает, насколько многоразличны пути человека к надземному миру. Следует помнить это многообразие, чтобы помочь молодым в искании высшего мира. Главное, нужно уберечь от узкого мировоззрения. Начиная от первых школьных лет, необходимо в доступной форме заложить основы широкого мышления; к тому же нужно приучить молодых к передвижению, ибо ничто не сравнится с личными встречами различных мировоззрений.

Нужно понять, что мир надземный окажется для большинства чем-то совершенно несравнимым. Люди попадают в жизнь, установленную незыблемыми законами, совершенно отличными от обычной земной жизни, и только гибкость разума поможет пришельцу немедленно освоиться с новыми условиями.

Пусть школа ознакомит с условиями различных существований. Пусть школа научит искать путь широкий на основании мудрых Заветов Мыслителей. Ум и творчество пусть раскроют возможности, доступные каждому. Нужно озаботиться, чтобы каждый ребенок уже чуял, что возможности заложены в нем самом. Помимо наследия, уже нередко можно убеждаться, насколько в человечестве проявляется язва безысходности. Человек впадает в мрак темницы, приготовленной им самим. Каждый пусть поможет таким узникам, указав на путь близкий и радостный.

Мыслитель советовал, прежде всего, изгонять заблуждение о безысходности и помыслить, что она — враг человека.

778. Урусвати знает, что свободная воля ценна, если она свободна. Плачевно зрелище безумца, когда он воображает себя свободным, но на самом деле отягощен всевозможными оковами. Может ли воля назваться свободной, когда она слепа, и глуха, и ползет в грязи предрассудков?

Скажут: «как же жить, если каждый человек на каждом шагу встречает невежество в самых преступных проявлениях?» Конечно, человечество сковало себя тяжкими оковами. Начиная от колыбели, человек слышит выдумки, не имеющие ничего общего с действительностью. Сказки часто более мудры, нежели житейское мудрствование деятелей.

779. Урусвати знает, что беседа по сознанию — трудное искусство. Ни знание, ни чувствознание, но чувство сердечности помогает понять, каково сознание собеседника.

На Аполлония из Тианы бывали нарекания в том, что он ведет поучения противоречиво; последнее неверно. Учитель никогда не противоречил основам, но он согласовывал содержание по сознанию собеседника для лучшего усвоения. Учитель предпочитал беседы поодиночке, чтобы найти слова наиболее доступные. Он говорил, что речь, произнесенная для множеств, не будет убедительна, ибо противоречивые сознания будут убивать друг друга.

Такая система принималась и другими философами Греции. Платон предпочитал позвать на прогулку лишь одного ученика, и такие беседы были особенно значительны. Он сообщал сведения о надземном мире особенно осторожно. Он знал, что сообщение не по сознанию может быть вредоносно; при этом такой вред может быть непоправим.

Он изучал сознание учеников на самых неожиданных предметах. У каждого имеется индивидуальное сознание, и только любящее сердце может почуять, что вошло и усвоено в глубинах сознания.

Особенно теперь следует осторожно касаться Надземного. Сознание людей находится в таком смятении, что могут быть злоречивые толкования.

«Ваятель сосредоточивает все внимание на ценном куске камня, так и ваятель сознания бережет ценное восхождение собеседника» — так сказал Мыслитель.

785. Урусвати знает великое значение неустанного дозора. О зоркости Мы часто упоминали, но люди мало придают значения этому спасительному качеству. Поистине, для одних дозор — цепи, но для других он — крылья.

Неразумные говорят: «Когда придет опасность, тогда и станем на дозоре». Но они могут ли усмотреть опасность, если их дух не развил свое зрение? В сознании заложены многие качества, но нужно уметь извлечь их из глубин сокровищницы.

Появятся такие глупцы, которые не постыдятся отрицать необходимость дозора. По их мнению, не человеческое дело заниматься дозором и утомляться, напрягаясь в сосредоточении. Кроме них, имеются и такие двуногие, которые вообще не понимают, что такое бдительность; таким образом, надлежит твердить о зоркости, о напряженности, о бдительности.

О всех этих качествах Мы говорили в разных книгах, но сложность Армагеддона заставляет указать еще раз на спасительную самооборону, так нужную человеку. Он надеется получить общение с надземным миром, но для этого он должен быть зорким. Слепой не увидит красоту высшего мира, но зоркость нуждается в воспитании. Она не может образоваться немедленно. Такое образование зоркости явится из желания защитить все Высшее и Прекрасное. От такого стремления вырастет и дозор, и будет он неустанным, ибо он ведет к Красоте. Мыслитель говорил: «Запомните — всегда готов».

787. Урусвати знает, что нужно различать человеческие качества природные, иначе говоря, уже зарожденные в прежних жизнях, и качества, воспитанные в нынешней жизни. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, обратим внимание на природное качество благодарности. Оно складывается нелегко и требует многих испытаний, как земных, так и надземных. Но если встретим человека, овладевшего качеством благодарности, будем уверены, что в нем найдем и многие другие положительные качества. Такой деятель признателен за все добро, сделанное как ему, так и для Общего Блага.

Нужно, чтобы это доброе качество воскресло в сознании без каких-то посторонних воздействий. Одно дело, когда малыш благодарит по требованию старших, но лучше, если в его сознании засияет яркая звезда благодарности; такая благодарность принесет пользу не только получившему, но и пославшему.

Так будем зорко отличать все качества, которые слагают мосты в надземном мире. Яркая благодарность за все добро, и за малое, и за большое, не гаснет, и она участвует в тканье духовных крыльев.

Мыслитель говорил: «Будем радоваться, когда замечаем качество благодарности».

788. Урусвати знает ценность природных качеств вмещения и терпимости. О них следует особенно упомянуть, ибо люди в жизни вообще о них не размышляют. Иногда человек сетует на нетерпимость и даже называет ее признаком дикости, но, в то же время, он не желает подумать — как развить терпимость?

Человек не хочет присмотреться, на каких основах могут расти терпимость и вмещение, но оба качества недалеки от сострадания. Они научают пристально всматриваться в сознание ближнего и понять, какие причины породили его заблуждение.

Нужно учить народ и пробуждать его нравственность, но такая задача невозможна без индивидуальной наблюдательности. <…>

Не должны люди забывать о вмещении и терпимости, ибо такие мосты понадобятся в надземном мире. Явление надземного мира нужно в каждом человеческом действии. Не об отвлеченной нравственности говорим, но о действенной строительнице жизни. <…>

Мыслитель говорил: «Познайте терпимость, и она научит вас великому терпению».

806. Урусвати знает огненное равновесие. Много сказано о соизмеримости и равновесии, но такие понятия остаются непримененными, ибо главное их основание не осознано. Даже опытные исследователи впадают в равнодушие вместо равновесия. Все знают, что природа бытия огненна, но как приложить это качество в земной жизни? Истинно, можно достичь огненного равновесия, живя в земной и надземной жизни одновременно. <…>

Не нужно думать, что равновесие дается легко. Оно должно быть воспитано с малых лет, для этого требуются общедоступные книги о мире надземном.

Пусть из разных верований будут собраны данные о жизни надземной. К таким примерам пусть будут добавлены случаи из современной жизни, только так можно сочетать древние предания с современной жизнью.

Обычна ошибка, когда невежды утверждают, что современная жизнь не дает психических проявлений. Можно утверждать, что такие проявления особенно часты, но грубое невежество не замечает их. Само слово «равновесие» уже есть вмещение.

Мыслитель утверждал: «Огненна наша природа. Пусть сумеем зажечь свой священный огонь».

807. Урусвати знает, что есть великое терпение. Полагают, что эта твердыня человеческого преуспеяния основана на знании. Но поверх знания требуется еще особое качество, именуемое терпимостью, потому можно сказать, что терпение есть терпимость. Такое ценное качество должно быть воспитано.

Утверждение терпимости нужно особенно для надземного мира, без этого качества человек построит себе жалкое существование. Он оттолкнет всех встречных, ибо в каждом найдет какую-то черту, ему неприятную. Ради такой мелкой черты, человек не увидит самых ценных накоплений. Потому следует с самых ранних лет в детях развивать широкую терпимость.

Нужно их научить распознавать наиболее ценное качество человека и ради него не углублять неприятные недостатки, тем более что многие кажущиеся недостатки являются видимыми лишь в настоящее время. Скоро обновится сознание и человек устыдится своей тупой нетерпимости. <…>

Мыслитель советовал ученикам утверждать терпимость, как средство расширения сознания.

820. Урусвати знает мощь равновесия. В разные века люди называли равновесие — «Срединный Путь», «Золотой Путь», «Весы Мудрости», «Великий Ритм», «Надземное Дыхание». В то же время невежды уверяли, что равновесие есть не что иное, как равнодушие. <…>

Но откуда же придет понимание равновесия, если в школах не будет изучаться наука мышления? Дети должны уметь распознавать, где требуется равновесие и его сестра — справедливость. <…>

Мыслитель советовал: «Сотките крылья равновесия, тогда не упадете в бездну».

822. Урусвати знает мощь бдительности. Вам известно глубокое значение наблюдательности. Но как может образоваться наблюдательность без бдительности, без постоянной настороженности? Такие качества не приходят мгновенно, их нужно воспитывать, и чем сознательнее будет такое образование, тем скорее утвердится дозор несменный. При этом следует запомнить, что никакое качество не приходит насильственно. Необходимо свободно полюбить приобретение ступеней восхождения, только такое любовное завоевание приведет к открытым Вратам.

Также пусть исследователи запомнят, что каждый их труд нужен и для надземного мира. Как жалок путник в обширных надземных областях, лишенный наблюдательности и не умеющий применить бдительности! Мимо него проходят лучшие встречи. Нужно знать, что в надземном мире никто не будет принуждать путника. Он должен почуять, где вибрация, сходная с ним.

823. Урусвати знает мощь радости. Каждая добрая радость, даже самая обыденная, повышает вибрации. Так можно уследить, насколько оказывается сильнее радостный человек. <…>

Пусть учитель сумеет от первых лет сообщить учащемуся о мощи тонких энергий. Пусть учитель начнет любым путем приобщать молодых. Кому ближе астрономия, кому ближе космография, — пусть начнут изучать ее. Все науки могут устремить к Наивысшему. Только смущенное мышление может преградить познание. Потому учитесь мыслить; познавайте радость мышления; успевайте среди любой жизни устремляться к океану радости.

Мыслитель указывал, что радость по силе равна любви. 826. Урусвати знает мощь благодарности. Мы уже указывали на великое значение чувства благодарности, но человечество не воспринимает смысла такого двигателя, потому повторим о пользе благодарности.

Нужно понять, что главное воздействие бывает не столько на получающего, сколько на воздающего. Прекрасные огни сердца возгораются, когда зарождается чувство благодарности; такие огни светят не только в жизни земной, но и в мире надземном. <…>

Можно делить человечество на живых и на мертвых, и лишенные чувства благодарности будут уже заживо погребенными. Так нужно от детского возраста учить пользе благодарности не только на языке, но и в сердце, так возгораются мощные огни.

829. Урусвати знает мощь победы над прошлым. Люди почитают историка — исследователя истины, но не раба предвзятой идеи. Между тем множества таких рабов затрудняют эволюцию. Даже в быту обыденном прошлое является жестоким тираном.

Рабы прошлого не могут мыслить о будущем и тем пресекают свое продвижение. <…>

Но земные жители не умеют даже правильно обойтись с каждодневным прошлым. Даже самое малое прошлое оборачивается в жестокое притеснение. Оно мертвит каждое устремление к будущему. Каждая ошибка должна быть новым познанием, но не преградою. Можно приложить к будущему каждое ошибочное преткновение. В жизни много ошибок, они могут превратиться в благо ярое, если они не ослабят отвагу.

Только не будем стонать и обвинять судьбу, которая есть логическое следствие людских деяний. Пусть в школах, среди уроков психологии, будет рассказано о значении прошлого.

Мыслитель говорил: «Пусть победа над прошлым откроет Врата Будущего».

837. Урусвати знает дар делимости внимания. Упорное напряжение воли может усилить внимание одновременно к разным предметам. Не думайте, что такой дар присущ только каким-то гениям. Каждый человек в течение различных существований может развить в себе способность очень остро замечать окружающее и отвечать на разные вопросы. Можно писать нескольким лицам одновременно, можно посылать мысли во все концы мира, потому такое качество называется «преддверием делимости духа».

Но необходимо от школы развивать уявление внимания. Оно нужно для надземного мира, иначе путник попадет в разнообразие новых впечатлений и тем теряет возможность их усвоить. Не воспитав в себе внимательности, человек утопает в волнах неиспытанных вибраций и погружается в хаос.

839. Урусвати знает дар труда. Человечество начинает понимать труд как высшую ценность. Труд считается высшим мерилом, но все же многие полагают, что труд есть проклятие. Откуда же рождается такое несправедливое суждение? — От непонимания надземного мира.

Не хотят люди знать основ надземной жизни. Они не понимают, что труд является освобождением от самости, иначе говоря, от самого вредного свойства, мешающего в достижении надземного творчества. Труд высокого качества позволяет человеку вознестись над низменной самостью. Творец, в час истинного вдохновения, не думает о себе. Труженик, стремящийся к лучшему качеству, не будет земным рабом самости. Поэтому дар труда есть освобождение от самости.

Можно мысленно изгнать самость, но многие ли могут так возвышенно мыслить? Труд приходит им на помощь и оградит от несовершенного быта. Люди мало пользуются трудом как предохранителем от ныряния в пучину пошлости.

Искание лучшего качества уже есть устремление в лучшее будущее. Не без причины Йога Труда предлагалась человечеству, как близкий путь к достижению. Не будем молчать о необходимости труда с малых лет. Пусть семья и школа творят будущих тружеников и творцов.

Мыслитель говорил: «Молитвенно примем дар труда».

845. Урусвати знает сущность дружелюбия. Светлые излучения дружелюбия будут добрым проводником как на Земле, так и в надземном мире. Мысленная энергия и очевидное излучение исключают возможность ярых заблуждений. Конечно, и в земной жизни дружелюбие создает новые возможности. Если даже врагу послать взгляд дружелюбия, это не будет знаком слабости, наоборот, признаком преимущества.

Так нужно воспитывать народ в осознании пользы дружелюбия. Пусть не сразу поймут всю ценность такого качества, но все же произойдет несомненное возвышение сознания. Еще раз при таком воспитании будет упомянуто о вреде ненависти и мести. Особенно такое упоминание необходимо теперь, когда злоба и взаимная ненависть окутывают Землю губительным покровом.

Не думайте, что такие напоминания суть отвлеченные нравственные поучения. Планета больна, и люди способствуют ее разрушению. Потому соберем крохи дружелюбия и наполним пространство посылками дружелюбия. Мы не будем знать, к кому дойдут добрые зовы, но они принесут общечеловеческую пользу.

Мыслитель советовал: «Пошлите добрые зовы. Они дойдут по своему назначению».

846. Урусвати знает сущность забвения. Мудрые говорят: «Ничто не исчезает, все имеет причину». Если нечто потонуло в глубине сознания, значит, к тому есть причина. Исследуем ее и найдем, что забвение было благотворно. <…>

Конечно, Мы не имеем в виду позорную забывчивость, происходящую от распущенности. У Нас считают такую распущенность опасным пороком. Дети должны быть ограждены от возможности впасть в распущенность.

847. Урусвати знает сущность снисхождения. Пусть будет каждое ваше снисхождение и вашим восхождением. <…>

Человек должен постоянно искать, где можно приложить снисхождение. Нужно и в школах сказать, насколько полезно снисхождение. Нужно указать, что осуждение есть мертвое начало. Можно легко избежать его, если помнить, что разрушение не будет равно созиданию. Предоставим разрушение мудрости Космоса, мы же будем создавать.

Мыслитель говорил: «Учитель, укажи в снисхождении восходить».



1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 >


 
   E-mail: mail@paxpercultura.ru