МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЗВЕЗДЫ ГОР»

Главная Карта сайта Пакт Рериха. Знамя Мира      «Звезды Гор» Живая Этика Издания    Актуально
 

1  2  3 >



Конечно, удивительное чувство — быть здесь, в древних, незапамятных местах, описанных в Махабхарате и Пуранах. Недалеко отсюда — храм Хидимбы, мы поехали туда. Тысячелетние деодары, огромные валуны, оставшиеся со времен потопа. В этом лесу одно время жили братья-пандавы со своей матерью во время изгнания. Страшный ракшас, обитавший неподалеку, послал свою сестру Хидимбу, чтобы она убила спящих людей. Но она увидела одного из братьев — Бхимасену, и полюбила его. После того, как Бхима убил ее брата-людоеда, Хидимба стала женою царевича и родила ему могучего сына, героя Гхатокачу. Он всем сердцем был предан пандавам и сделался навсегда их верным любимцем. В битве на поле Куру он спас от гибели брата своего отца — великого героя Арджуну, подставив свою грудь под копье Индры, брошенное Карной. Это оружие разило без промаха, Гхатокача был убит. Аби добавил: он хотел умереть в образе ракшаса, и теперь сын Бхимы — бог.




Храм Хидимбы, Манали


И вот мы подходим к святилищу Хидимбы. Оно похоже на храм Трипурасундри. Внутри — небольшая пещера, горит огонь, видны каменные стопы Хидимбы. Она молилась здесь тысячу лет, и из ракшаси стала деви — богиней. Глубже в лесу — храм ее сына, Гхатокачи. Это деодар, под которым стоят священные изображения. Мы поняли здесь, что в Индии храмом может быть любое сооружение или даже дерево.

21 марта мы идем смотреть храм Кришны и замок Арджуны. После завершения великой битвы братья-пандавы поселились здесь, в Наггаре. От Наггарского замка нужно подняться вверх и налево, это недалеко от поместья Е.И. и Н.К., на соседней горе. Идем впятером — в сопровождении белого пса. Утро удивительное, чудесное, сегодня праздник Холи. Люди обсыпают друг друга разноцветной пудрой, желают счастья.

Аби говорит, что женщинам в храм Кришны заходить нельзя, можно только посмотреть снаружи. Здесь очень красивое место. Внизу виден Беас, похож на Брамапутру на картинах Н.К. Храм построен пандавами — более пяти тысяч лет назад, как и святилища Рамы, Лакшми, Шивы и Вишну. Все это время в храмах не прекращалось богослужение.




Храм Кришны, Наггар


Храм Кришны обнесен стеной, есть рядом жилые помещения — для семьи жреца. Аби с Владимиром прошли внутрь, мы остались снаружи. Неожиданно вышел Аби: жрец разрешил нам войти. Все изделия из кожи, как обычно, оставили на пороге, зашли во внутренний дворик — и застыли от изумления. Мы увидели апельсиновое дерево, все покрытое ярко-оранжевыми плодами. На вопрос: как на такой высоте зимой, под снегом, растут плоды, был ответ: благословение Божье. Внутри храма есть священный источник, изображения Кришны и Радхи. Мы все осмотрели и собирались уходить. И тут жрец через Аби сказал, что хочет дать нам прасад. Вынес из храма три гирлянды желтых цветов, надел нам на шею, помазал лоб и дал по две дольки апельсина со священного дерева. Но это было еще не все. Аби сказал, что жрец хочет еще угостить нас чаем-масалой. Дочь жреца вынесла ковер, положила на невысокую стену, мы сели. Затем она на подносе подала четыре чашки чаю — для нас и Аби. Чувство счастья и благодарности наполняло наши сердца — за увиденное, пережитое!

Затем мы пошли к замку. Оказалось, что замок пандавов — это вся гора за храмом Кришны, но он засыпан землей, и сверху выросли деодары. В нескольких местах видна кладка — стены замка. Отсюда прекрасный вид на Гепанг, на поместье и «Урусвати» — все рядом! Очень сильный запах смолы деодара — густой, чудесный, как самые лучшие благовония, есть и цветущие персиковые деревья. Храм, где мы только что были, в древности находился на территории замка. Подумать только, здесь жил Арджуна, приезжали сюда Кришна и Рукмини! До сих пор мы не можем этого полностью осознать.

Аби рассказал, что местные жители некоторое время назад стали выбирать камни из старинной кладки и строить себе дома, и показал одно из таких строений. Но люди, которые это сделали, стали несчастливы, дома их разрушились. Другим урок — так не делать.

Затем мы медленно пошли в долину. Аби говорит: день для нас, ночь для луны — не надо спешить. Осмотрели храм Шивы. Над ним — красное знамя, внутри — изображение Шивы и Парвати, его супруги. У входа — два каменных быка, ваханы Шивы. Рядом — маленький храм Лакшми. Затем осматриваем храм Вишну, знамя — желтое. Все это рядом с замком в Наггаре. Видно, что все четыре виденные сегодня храма строил один и тот же архитектор. Как делали такую резьбу по камню, сегодня никто не знает. Я спросила Аби: где гора Индракила, где Арджуна встречался с Индрой и Шивой? Он показал в сторону Гепанга, на северо-запад: там. А где Гандхамадана, по которой Юдхиштхира, Бхимасена, Арджуна, Накула, Сахадева и Драупади восходили на небо? Аби указывает на юг: там. А где Арджуна пробил в скале ход к горячим источникам в Маникаран? — Туда сейчас нельзя, осыпается гора, но это недалеко (сюжет этот есть на картине Н.К.).




Храм Шивы, Наггар




Храм Вишну, Наггар




Храм Лакшми, Наггар


В субботу, в два часа дня, поехали в город Кулу. По дороге осмотрели новый буддийский монастырь, построенный беженцами из Тибета, в очень красивом месте у Беаса. Монастырь просто прекрасный, удивительно чистый, есть изображение Знака Знамени Мира. Видели, как занимаются маленькие мальчики-монахи, в одежде удивительного пурпурного цвета. Ламы обучили своему искусству местных художников, стены украшают множество танок, нарисованных здесь, а не привезенных из Тибета. В центре храма — статуя Будды, по обеим сторонам от него изображены богини — Тары. Большой трон, на нем сидит Далай-лама, когда приезжает сюда.




В буддийском монастыре, долина Кулу


Потом город Кулу, старинная часть, где обычно не бывает туристов. Зашли в резиденцию махараджи Кулу, внутри виден красивый белый дворец. Здесь недалеко расположен и храм главного бога долины Кулу — Рагунатха — Рамы. Сюда, к нему, раз в год съезжаются все боги Кулу на праздник Дасегра. Храмовый комплекс очень большой, необычный для нас. Квадратный, вымощенный плитами двор, обнесенный стеной. В главном святилище — древнейшие изображения Рамы и Ситы, очень маленькие — около 10 сантиметров. Перед ними — большое зеркало, чтобы можно было увидеть хотя бы их отражение. Здесь же стоят священные сосуды. На узорной решетке — священное слово «Аум». В центре двора — обелиск со свастикой, и несколько миниатюрных храмов. В одном — Нарасимха на коне, в другом — Гаруда среди гор.

Статую Нарасимхи мы раньше видели в поместье, рядом с Гуга Чоханом. В очерке Н.К. «Урусвати» о нем написано следующее: «Долина Кулу имеет своего героя-защитника — Нарасимху, раджпутского раджу. Прекрасная легенда связана с именем Нарасимхи. Раджа должен был бежать из Раджпутаны. Как скромный кули, образованный правитель спрятался в долине Кулу. Под плащом простого рабочего он скрыл свою личность, но его огромная эрудиция не дала ему остаться незамеченным. Свет его справедливости и знаний освещал всех его соседей. Люди догадались, что не обычный человек появился среди них, и они по собственной воле стали считать Нарасимху своим раджой. Развалины замка Нарасимхи до сих пор еще стоят в Наггаре, а изображение героя воздвигнуто под старым деодаром. В соответствии с легендами Нарасимха охраняет долину Кулу. И проклятие тому, кто вызовет справедливый гнев героя-раджи. Как величественный белобородый пророк он, говорят, посещает свою страну ночью, и многие видели его и были благословлены правителем.

Нарасимха охраняет богатые урожаи. Он наполняет долину благоухающими цветами, и по воле героя деревья покрываются сладкими фруктами. Теперь он будет охранять Урусвати, наш Гималайский Исследовательский Институт!

И над изображением Нарасимхи возвышается Белая Вершина Гуру Гури Дхар — Путь Духовного Учителя».

В храме Рагунатха богослужение совершается три раза в день, и жрец каждый раз переодевается в чистую одежду. Мы стояли у обелиска, Аби рассказывал о Раме и Сите. Вышел жрец, благословил нас, дал прасад и воду из храма, и каждому из нас — по три желтых цветка. Сказал, что цветы — от Бога, и хранить их надо всю жизнь — на счастье. Спустя некоторое время из храма вышел человек, средних лет, одетый по-европейски, он давал распоряжения служителям назидательным голосом. Аби сказал: «Это наследный принц Кулу — Давендра Сингх, старший сын махараджи Кулу — Шри Махешвары Сингха. Мы знакомы. Может, удастся с ним сфотографироваться на память». Аби поговорил с принцем, сказал — нужно немного подождать. Минут через 15 Давендра Сингх вышел из храма, и мы сделали с ним фото. Аби сказал: вам улыбнулась удача. Потом заметил: вы спрашивали о Нарасимхе? Принц Давендра — его прямой потомок. — Вот такие бывают в жизни чудесные встречи.

По дороге назад, недалеко от храма, Аби показал нам священное дерево пиппала, которое считается символом мирового дерева. Ученые исследовали его, оно выделяет очень много кислорода. Рвать с него листья, обламывать ветки нельзя. Еще мы обратили внимание, что в этой части города Кулу очень красивые дома. Аби заметил: здесь снега выпадает меньше, чем в Наггаре, — всего три сантиметра, поэтому есть окна в домах.

23 марта, в воскресенье, весь день из долины доносилась красивая ритмичная музыка, но мы не могли понять, в чем дело. Ближе к вечеру увидели с галереи Наггарского замка красочную процессию, описанную у Н.К., — паланкин, украшенный цветами, под звуки труб и барабанов, несли на плечах мужчины. Оказалось, что это богиня Бутанти (у Н.К. — Бхутанта), младшая сестра богини Трипурасундри, идет поздравить ее с днем рождения. Процессия многолюдная — мужчины, женщины и дети в красочных одеждах. Гур — в белом. На носилках — маска богини. Процессия подошла к храму, и богиня Трипурасундри вышла приветствовать сестру. Паланкины богинь передвигались по кругу. Потом гура в белом повязали шарфами — розовым и зеленым, он стал как бы танцевать. Пришло к храму очень много людей — большой праздник.

Вечером Трипурасундри пошла проводить сестру в долину, а утром вернется к себе домой. Аби сказал: богиня сегодня помогает бедным, излечивает больных, дает советы, что делать.

До поздней ночи была слышна музыка, и на небе, пока не взошла луна, ярко сияли Орион и Большая Медведица, пламенел Сириус — звезда Богини. В этот день у Ирины тоже был день рождения, и она сказала, что сегодняшний день для нее — самый счастливый. К тому же наш друг Владимир, который каждый день поднимался высоко в горы, принес ей ветку деодара с вершины и гималайский снег, полный метеорной пыли.




Церемония в храме Джагати патт, 24 марта 2008 г.


24 марта, около 10 часов утра, в храм Джагати патт, расположенный в Наггарском замке (в трех метрах от места, где мы жили), пришел бог из долины. Весь дворик был полон людей, громкая музыка. Видно, как те, кто несет паланкин, впадают в транс, и он начинает двигаться как бы самостоятельно. Интересно, что такой обряд был и в Древнем Египте. Эту церемонию мы наблюдали с очень близкого расстояния, все удалось хорошо рассмотреть. За годы, что прошли, обычай ничуть не изменился — вспомнился рассказ Н.К., как богиня Трипурасундри приходила поздравить их:

«Во время индийского Нового Года вся долина Кулу отмечает праздник. Нам сказали, что богиня Трипура-Сундари выразила желание посетить нас. Триумфальное шествие богини, ее сестры Бхутанты и бога Нага прибыло. Перед нашим домом поставлен длинный ряд многоцветных знамен. Немного дальше — множество барабанов, труб и изогнутых медных рогов. Позже в прекрасно вышитых костюмах, всю дорогу танцуя, с изогнутыми саблями пришли жрецы, гуры, кадары и местные танцоры. На широком дворе процессия остановилась. Каждый из трех паланкинов богов был покрыт серебряными и золочеными масками. Музыка гремела, пелись песни, и начался дикий воинственный танец с мечами. Подобно кавказским горцам или меченосцам Курдистана, сыны древней воинственной долины бешено, но грациозно кружились в танце.

Затем появился старый браминский жрец. Он взял две сабли у молодых танцоров… Как будто случилось чудо, согбенный старый жрец вдруг наполнился жизнью и, как воин, закружился в диком священном танце. Кривые сабли засверкали. Тупой стороной сабли старик наносил себе воображаемые символические раны. Казалось, будто он перерезал себе горло. Потом неожиданным движением обнаженная сталь прошла в открытый рот… был ли это старик или юноша, замаскировавшийся седой бородой?

Все это было необычно. Но самое неожиданное было впереди. Танцоры успокоились. Музыканты отошли в сторону. Паланкины богинь были возложены на плечи мужчин, но те, которые несли их, не прикасались к шестам руками. Напротив, казалось, что паланкины толкали их, и они шатались, как пьяные, повинуясь неведомой силе. С паланкинами на плечах они стали двигаться кругами.

Вдруг паланкин, казалось, устремился к выбранному человеку, направив конец шеста прямо ему в грудь. Он содрогнулся, стал бледным, и все его тело задрожало… Изменившимся голосом он выкрикивал пророчества. Но богиня пожелала еще говорить через другого. Снова паланкин повернулся кругом. И снова один был избран и одарен правом говорить. Это был бледный юноша с длинными черными кудрями. Снова затуманенный взгляд, стучащие зубы, трясущееся тело и внушительное провозглашение пророчеств. Новый Год был отмечен. Процессия снова выстроилась и вернулась крутой горной тропой в храм, где барабаны будут греметь долго за полночь, и где танцоры снова будут кружиться в священных воинственных танцах.

Хорошо, когда боги долины милосердны» («Боги Кулуты»).

Аби рассказал нам, что храм во дворе замка — место всех богов, и любой бог может прийти сюда. Мы спросили, почему во время утренней церемонии принесли в жертву белого ягненка? Аби ответил, что закололи не ягненка, а демона, который в него вселился (это определили по поведению животного). А вот богиня Трипурасундри сказала, что ей кровавых жертв приносить не надо — навсегда запретила это.

Аби подарил нам сегодня изображение Рамы и рассказал еще одну легенду о богине Трипурасундри. Ее создали вместе Вишну, Шива и Брама, объединив свою мощь. Трипурасундри — олицетворенная сила Трех Миров.

26 марта, в день отъезда, мы посетили храм Трипурасундри. Его построил несколько столетий назад раджа Джагатсингх — богиня явилась ему во сне и повелела это сделать. Позже, в девятнадцатом веке, богиня сказала ничего не менять, сделать надстройку в виде пагоды. 22 августа 1990 года храм был реконструирован — тоже по ее разрешению. И сейчас вокруг храма идет большое строительство. Аби объяснил, что приехали три французских леди и захотели сделать очень большое пожертвование для храма. Гур спросил богиню — она дала согласие и повелела построить место для храмовых праздников (сцену, площадку, амфитеатр для участников).




Храм Трипурасундри, Наггар


У входа в храм — лев и стопы Трипурасундри, изображение богини, убивающей демона. На невысокой колонне — храм богов, которые не имеют формы — богов леса. Наверху — три трезубца Шивы. Перевал Чандеркани — место, где собираются боги. Существует объединенная форма невидимой силы: бог-богиня. Затем в ответ на наш вопрос Аби говорит: да, вы догадались правильно, на самом деле речь идет о невидимой форме самой богини Трипурасундри. Выше трех тысяч метров на Гималаях повсюду присутствует она. В лес нельзя надевать яркую одежду — красное, желтое, нужно соблюдать тишину, чтобы не вызвать ее гнев.

Трипурасундри не всегда была здесь. Ранее тут жила Йогиня Чамунда. Пришла богиня и сказала: твой сын Картикея в опасности, иди спасать его. Чамунда поняла, что богиня сама хочет здесь пребывать, и уступила. Мы спросили: но ведь Картикея — сын Парвати и Шивы, значит, Чамунда — это супруга Шивы? Аби подтвердил это.

Оказалось, что богине Трипурасундри поклоняется и служит королевская семья и семья Аби. Очень давно богиня явилась во сне прадеду Аби и повелела переселиться сюда и служить в ее храме. С тех пор они живут в Наггаре. (В долине Кулу — всего несколько семей браминов.)

На правой стене храма мы увидели изображения Шивы и Парвати, над входом — Ганешу, их второго сына. (Ганеша — бог мудрости и устранитель препятствий, у него две супруги — Буддхи и Сиддхи.)

Мы подошли к храму. В центре святилища — статуя Трипурасундри. Богиня сидит на троне, над головой ее зонтик, как над изображением Дуккар, Матери Мира, под ногами — распростертый Шива. На пурпурном ковре пред нею — ее маска из черного камня — естественное изображение, найденное в горах. Стоят также изображения Тримурти — Брамы, Вишну и Шивы, а также Лакшми и Нараяны, Шивы и Парвати. На статуях — накидки, пурпурные с золотом.

Шива решил испытать силу Трипурасундри, но она толкнула его, и он упал. Тогда Шива признал ее великой Богиней. У входа в храмы индийских богинь обязательно установлено изваяние льва, как символ их мощи. Мы спросили у нашего нового друга Аби, есть ли какое-либо изображение бога в паланкине во время церемонии, он ответил — внутри нет никаких изображений богов, они пребывают там невидимо.

Пришел жрец, в храме началось богослужение. Жрец совершал обряд, трубил в священную раковину. Мы получили прасад — вода, кусочек блина и цветы. Жрец сказал Аби, что только что цветок упал с головы богини — это значит, что все мы будем счастливы.

Когда завершится строительство большого комплекса вокруг храма, Трипурасундри отправится в длительное путешествие — в Кулу, в Манали, на Чандеркани — потом вернется сюда, и состоится очень большой праздник, на который придут все боги долины.

Перед храмом — начальная школа, в которой около ста учеников из Наггара. Видели, как учитель ведет урок.


*

В долине Кулу жизнь идет своим чередом. Строят много зданий, хорошие дороги, есть интернет, мобильные телефоны. Но бережно хранятся национальные традиции во всем строе жизни. Оберегаются все храмы, люди с уважением относятся к религиозным убеждениям своих братьев, почитают веру ближнего. Пять тысяч лет в старинных храмах непрерывно идет богослужение! Подумалось: счастлива та земля, по которой ходили Е.И., Н.К. Почитание их растет.

Здесь обязательно будет Город Знания — Урусвати. На горе, где стоит поместье и здание института, не появилось ни одной чужой постройки за все эти годы. Аби рассказал нам, что предыдущую хранительницу поместья, назначенную С.Н. Рерихом, — сестру Урсулу — очень уважали в округе. Когда сюда приехал премьер-министр (или президент?), Урсула взяла его за руку и повела по всей территории — сказала, что очень нужна помощь, средства на реставрацию. И тогда министр выделил очень большие деньги, и поместье восстановили.

Агни-Йога — Провозвестие Новой Эпохи — была дана именно здесь, где тысячелетиями жили великие Боги. Они снова пришли к людям, чтобы дать миру великие знания. Тысячелетиями готовилась эта благословенная земля к принятию огненных сил для спасения планеты.

Сердце ощутило притяжение великих Гималаев, земной обители Богов. Все существует, все доступно, все реально для устремленного человека — все великие достижения под силу ему. К востоку отсюда — совсем недалеко — у истоков Брамапутры, которую так напоминает Беас, находится Величайшая и Священная Тангла — заповедная страна, к которой устремлены сердца всех искателей истины.


*

Конечно, Индия разная, есть свои трудности, проблемы, не все так просто. Но уверена, что у Индии, страны с богатым духовным наследием, — великое будущее. 22 октября к Луне был запущен уникальный индийский спутник. Старт ракеты мог сорваться из-за дождя, поскольку над космодромом в Бенгальском заливе последние два месяца небо закрывали тучи — муссон. И тогда все ученые обратились с молитвой к Чандрамасу — богу Луны — и на два часа тучи рассеялись, ровно на столько, чтобы осуществить запуск. Страна, у которой жив дух, непобедима, и перед нею — великие свершения.



Уезжать из Наггара не хотелось. Частица сердца осталась здесь навсегда. И многое, о чем и не скажешь, запечатлено в сокровенных глубинах души. И больше нет границ. Есть одна всечеловеческая любовь к Учителю и благодарность к друзьям, с которыми вместе пережили мгновения высшей радости перед ликом величественных Гималаев.

Гималаи, март 2008 г.


1  2  3 >


 
   E-mail: mail@paxpercultura.ru