МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЗВЕЗДЫ ГОР»

Главная Карта сайта Пакт Рериха. Знамя Мира      «Звезды Гор» Живая Этика Издания    Актуально
 


НАМ НУЖНА ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА



 

Ущемление творчества является признаком падения человечества, но каждая эпоха расцвета творчества осталась как ступень достижения. Если все это знают, почему же не приложат искусство к жизни? Можно помнить, что прекрасные памятники творчества появлялись как вехи целебные; к ним спешили в устремлении, они несли мир.

Братство, 498

 


15 апреля 2019 года мы проводили в Музее Знамени Мира имени Рериха на Алтае Круглый стол «Культура и Мир: преображение человечества», посвященный Пакту Рериха, защите культурного наследия человечества. И как больно было услышать в этот день, полный надежды на лучшее будущее человечества, весть о пожаре в Париже. Именно в этот день сгорел символ европейской культуры. Он устоял в Варфоломеевскую ночь, во время Французской революции, взятии союзниками Парижа во время войны с Наполеоном, Парижской коммуны, Первой мировой войны. Во время Второй мировой войны французы согласились на величайший позор и впустили немцев без боя в Париж под предлогом того, что нельзя подвергать опасности наследие величайшей тысячелетней культуры и религии, жемчужиной которой является Собор Парижской Богоматери. Действительно, в Собор веками помещались христианские реликвии, привезенные крестоносцами с Ближнего Востока. Но во второй половине ХХ века Собор окончательно был десакрализован — из места молитвы и паломничества верующих он стал туристической меккой. Постоянное щелкание камер, фотовспышки, громкие разговоры. О том, чтобы была возможность сосредоточиться и помолиться возле величайших святынь, не было и речи.

Как произошло возгорание, кто и что было истинной причиной, думаю, полной правды мы никогда не узнаем. И уже никто и никогда не разгадает загадку знаменитых химер, никто не увидит тени героини романа Виктора Гюго красавицы Эсмеральды с ее козочкой и Квазимодо на стенах Собора, с гибелью которого ушел целый пласт культурных наслоений во всех сферах общественной жизни.

Величайшим укором и напоминанием не только Франции, но и всей Европе и миру, является то, что пожар произошел в день Пакта Рериха. К сожалению, Пакт не был подписан Францией, а ведь Пакт имеет к этой стране самое непосредственное отношение. Именно в Париже, в 1929 году Николай Константинович Рерих при помощи профессора Сорбонны, юриста Георгия Шклявера, написал изначальный текст Пакта на французском языке. И первое обращение инициатора Пакта к народам — «Знамя Мира», с призывом подписать Пакт, появилось в прессе в том числе и на французском языке. Не только общественность и культурные деятели, но и Маршал Франции, и президент в числе первых поддержали идеи Рериха. Но Франция отступилась от Пакта, и вот закономерный результат — величайшая культурная святыня лежит в руинах.

Вообще-то Франция в свое время очень помогла в делах Рериха. Именно в Париже был создан Европейский центр Рериха, да и визу в Индию, куда по вине Англии в начале 1930-х годов не мог вернуться Николай Константинович к ожидавшей его Елене Ивановне, дала Франция. Елена Ивановна еще тогда написала: «Я верю в будущее Франции…»

Много воды утекло с тех пор, многое изменилось в худшую сторону. Что ждет всех нас? А ведь такие грозные знаки, как гибель величайшего памятника в такой день, еще раз напоминают нам о неотложности принятия Пакта Рериха Россией и всем мировым сообществом. Это неотъемлемое условие победы в Армагеддоне Культуры и дальнейшей эволюции человечества. Если же мы начнем отчаиваться и сложим руки, нас затопит волна зла, чего нельзя допустить.

Дорогие друзья, нам нужна еще одна Великая Победа — Победа в Армагеддоне Культуры. Так сомкнем ряды единомышленников и с мечом Света в правой и левой руке станем на защиту культуры!

Елена Тарасенко,
директор Музея Знамени Мира имени Рериха

1 мая 2019 г.




 
   E-mail: mail@paxpercultura.ru