РУССКАЯ ПАСХА
Михаил Нестеров. Святая Русь. 1901–1905
Народная русская мысль убеждена была в том, что Христос каждогодно приходит на Русскую землю.
Таинственно полагается во гроб и таинственно и торжественно воскресает в пасхальную светозарную ночь.
Воскресеньем Христа обуславливал русский народ и наступление весны на русской земле.
Тайнозрители, поэты-художники воочию видели Воскресшего. Этой степени достиг Нестеров в картине «Святая Русь». Весь же народ, равночестно с поэтами-художниками, видел Воскресение Христово в благодатной теплоте воздуха, в чудной голубизне купола небесного, в радостном блеске вешних потоков, в цветущих вербах, в аромате вешних листочков на деревьях.
Русская природа раннею весною – это икона Воскресения Христова. Рядом с этим вовеки жила вера в то, что Воскресший Христос от первого дня Пасхи до Вознесения, то есть в течение сорока дней, ходит по русской земле невидимо или под видом странника и нищего.
Помню, чуть прозвучит у крыльца или под окном голос просящего «Христа ради», мать бежит на улицу и, подавши красное яичко, колобок и шанежку, поклонится нищему в пояс. Приезжие сторонние люди дивились:
– Что вы это оборванцам чуть не в ноги кланяетесь?
Ответ был один:
– Может, это сам Иисус Христос был.
Борис Шергин
|